Выставка 11/2019

25 ноября - 2 декабря 2019 года
Несколько дней одного лета
Школа дизайна Детали
Спиридоновка 4 Москва

Хорошо быть художником. Можно нарисовать себе лето. Нарисовать как сладко и жутко внутри от грозы, тишину старого дворика, случайные разговоры за открытым окном, теплые сизые сумерки. Выцветшее дерево покосившегося забора со скрипучей калиткой, пятно света на стене, «пошарканность» старого дома со слоями краски, подобными луковой шелухе. Игру бликов на воде и деревянный мостик над ними, стихийно собранные дачные букеты, шум ветра в пушистых кронах, тишину пустых переулков. Можно нарисовать время. Как оно неумолимо перекрашивает этот забор, засевает густой травой тропинку к калитке, ковыряет худым пальцем штукатурку на стене, расшатывает старые мостики и затягивает водорослями водную гладь.
Белый прямоугольник холста постепенно наполняется жизнью, звучит, дышит. Кисточка летает, краски послушно ложатся и ловят это прекрасное, короткое мгновение. И рождается неоспоримое доказательство, что всё это было – и старый дом, и пруд, и мостик, и высокое дерево. И лето.

Художник Налья Граханцева

Несколько дней одного лета.

"Не подражая канонам старых мастеров, извлекать из ежедневного зрелища жизни поэтическую и пластическую форму, прекрасную саму по себе и по своей сущности". Жорж Руо.
"Я рисую не женщину, я рисую картины". Анри Матисс.

Выставка двух художников – Елены Кузнецовой и Роберта Низамова – это продолжение темы французского импрессионизма, цветовых опытов фовистов и художников группы «Наби», линии тонально-колористических исследований Николая Крымова и Джорджо Моранди. Это живописные поиски на границе предельно лаконичной передачи видимого мира, смыкающейся с непосредственностью наивного искусства. В картинах этих художников преизбыточествует эмоциональная составляющая, они  переполнены энергией витальности, неистощимой радостью бытия.

Елена Кузнецова и Роберт Низамов - два самобытных, сложившихся мастера, два автономных мира, два лирика с неповторимым индивидуальным мышлением и мирочувствованием, но их творческий диалог - на удивление гармоничная симфония. 

Хорошее искусство тяготеет к глубинным задачам ремесла, не имея ничего общего с филистерской «открыточностью» салонной живописи, с обывательской слащавостью лоточной продукции. Подлинное искусство не боится эксперимента, риска, нарушения общего шаблона, и, в конечном счете, ищет предельной простоты и краткости выражения,  минимума  художественных средств при полноте содержания – словом, стремится к тому, что в математике зовется элегантным решением. Таким минималистически ёмким и является язык этих двух художников.

Так, отличительным свойством почерка Кузнецовой являются иллюзия «детской руки» в рисунке, с подспудной точностью и острой характерностью в передаче натуры. Ей свойственны интуитивные прозрения на грани иррационального, бессознательного и безошибочной логики. Полотна Кузнецовой растворены редким жизнелюбием, юмором  и приятием бытия. Они вызывают трепет сердца точно смутные картины детства, точно лучезарные видения лета сквозь флер морозного инея и поволоку счастливых слез. Ее магическая живопись - качели младенческих воспоминаний, несущие от восторга к восторгу, замирая в бесконечной паузе осознания бытия.

Применяемый ею приём расфокусированного зрения, пластической простоты силуэтов отображаемого, обобщенности формы и цветовой гармонии передает оптику новорожденного, постигающего то неслыханное, что ему отворилось. "Неправильность", острая характерность образов, спонтанность кисти, и утонченная передача состояний создают новый тип красоты – без предсказуемой «красивости», опрокидывая заезженные штампы зрительского ожидания. 

Художественное чутье, внутреннее изящество и обаяние, непосредственная передача эмоций простыми средствами, обретшими первозданную ценность – вот магия личности, вот особенность искусства Елены Кузнецовой, перерастающее в искусство жить.  

Произведения Роберта Низамова нежны и брутальны одновременно, пластическая мощь форм, яркость и сложность колористических решений ставит его в один ряд с лучшими выразителями духа импрессионизма. Как эмпирик, Низамов отдал дань разным направлениям в живописи, однако наибольшие его достижения лежат в области интуитивной живописи, призванной будить и будоражить ассоциативное мышление и творческое начало зрителя. Экспериментируя на границе между фигуративным и абстрактным искусством, Низамов творит свою вселенную, где плоскостное, декоративное начало, ритм, пауза, форма и цвет обретают новое бытие и остроту. Эстетический конфликт его тепло-холодных решений вызывает катарсис и иррациональное переживание полноты, ценности зримого мира.

Каждое полотно Низамова – будь то щемящий ноктюрн  или искрометное presto, «буря и натиск» красочных симфоний, - это всегда предельная внятность  живописной задачи, динамика композиционного решения, качественность исполнения.                                                               
Материальная плотность форм и убедительность живописного теста - безотносительно того, что стало причиной творческого высказывания художника - приобретают здесь самодовлеющую ценность. Безупречный вкус и эстетическое чувство позволили создать Низамову - мастеру речного мотива, один из самых волнующих и блестящих пейзажных циклов с водой в современной  русской живописи. Ностальгическая тема парусника – полна самодавлеющей ценности, и в то же время  может рассматриваться как вечная цитата  - аллюзия образов Гомера, Пастернака, Ван Гога…

На выставке представлены несколько речных пейзажей из цикла «Переславль» и «Ростов», написанные художниками в течение одного творческого пленэра: знаменитые мосты через реку Трубеж, ставшие поэтической метафорой милой среднерусской красы, озеро Неро с его далеким горизонтом и выводком парусников, Волжские этюды, и другие работы, открывающие новую страницу в современной колористической живописи. 

Искусствовед Анна Акчурина

https://www.stihi.ru/avtor/slovo2

  • 001
  • 002
  • 003
  • 004
  • 005
  • 006
  • 007
  • 008
  • 009
  • 010
  • 011
  • 012
  • 013
  • 014
  • 015
  • 016
  • 017