Статья 10/06/2016
Статья "Динамический импрессионизм". Автор Анна Акчурина
The article "Dynamic impressionism". Author Anna Akchurina
"Великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости"
Филиппо Маринетти
"Все искусство - концептуально по своей природе, потому что искусство и существует лишь в виде идеи"
Джозеф Кошут
Подлинное искусство содержит больше, чем являет формальное содержание произведения. Его смыслы не могут быть исчерпаны жанром или направлением. Подлинному произведению искусства не нужно принадлежать к литургическому искусству, чтобы говорить нам о метафизическом. Его витальная сила стоит над идеологиями и традициями, являясь гуманистическим и созидающим началом. Настоящее произведение больше тех идей, которые по формальному признаку ткутся вокруг его существования. Оно есть сам факт жизни, воплощенный факт бытия красоты, и в этом качестве не умещается в прокрустовом ложе концепций, деклараций и манифестов. Являясь частью культурной ткани данной цивилизации, находясь в культурном контексте своей эпохи и предыдущих, оно не может быть исчерпано культурологическим исследованием и ограничено рамками конъюнктуры или направления.
Современное традиционное изобразительное искусство есть синтез индивидуализма - и тех открытий, что были сделаны за всю историю развития живописи, и прежде всего - за предыдущие полтора века, если брать за отсчет время написания картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" - 1872 год. Это отнюдь не значит, что современный художник не самостоятелен, тотально вторичен. Но это свидетельствует о том, что любое явление произрастает на некоей почве, имеет глубокие корневые связи, и важно видеть ключевые узлы культурного процесса для воссоздания полной картины контекста, в котором существует исследуемое явление.
Творчество московского художника Роберта Низамова является ярким примером непосредственного преломления импрессионизма - и авангардных течений в современном искусстве, примером качественного воплощения "вина французской живописи в русских мехах".
Практику Роберта Низамова можно соотнести с опытами русских нонконформистов, с взрывной спонтанностью Джексона Поллока, с колористическими поисками Роберта Фалька и Джорджо Моранди, Мориса Утрилло и Джеймса Уистлера. В его методе прослеживается явная связь с экспрессионизмом, тяготеющим к абстракции, с искусством художников группы "Наби", с фовизмом, и приверженцами дивизионизма, с экстатическим опытом освоения цвета Ван Гога, и, главное, с поисками в области чистой живописи импрессионистов, прежде всего – Клода Моне. При этом живопись Низамова - не эклектика стилей, не калька чужих приемов, но чистый и глубоко личный поток эмоционального высказывания, имеющий личный характер и особенности, и узнаваемый с первого мазка почерк и язык.
Метод Роберта Низамова - это исследование цвета и света в условиях иррационального восприятия действительности, диффузия материи, объекта в световоздушном потоке. Красочная поверхность его полотен – есть само кипение жизни, живописное тесто, перехлестывающее через край. Это чистой воды импрессионизм в его первозданной, непосредственной ипостаси. Иначе говоря, это чистая поэзия - средствами живописи. Колористические качества и экспрессивность в передаче состояния ставит работы Низамова в один ряд с лучшими полотнами импрессионизма. Непосредственность чувства, соединенная с интеллектуализмом отшлифованного безошибочного чутья цвета, врожденный вкус и артистизм кисти при детской свежести восприятия этого художника - заставляют вспомнить Пьера Боннара , Альбера Марке и Матисса.
Истоки эстетики живописи Низамова, истоки миросозерцания, воплощенного в красках - в прорывном озарении французского импрессионизма, давшего начало многим течениям ХХ века вплоть до русского нонконформизма.
Роберт Низамов рассматривает свой объект - в его переменчивости, в движении. Его живопись – это симфоническая интерпретация предмета в окружающей его среде; исследование текучести этой среды, растворяющей в себе объект, светопись его преломлений в рефлексирующем окружении. Не случайно один из главных мотивов художника – вода, ее стихия в разных ипостасях. Художественная ценность его живописных «симфоний» неоднократно отмечалась профессионалами, произведения Низамова были отмечены золотой медалью Св. Михаила в номинации "Морской пейзаж" на Международная выставка изобразительного искусства "Весна в полном цвете" в Нью-Йорке в марте 2011 года.
Передача впечатления движения - основная тема творчества Роберта Низамова - продолжает традицию эмпирики Ван Гога и Клода Монэ, основоположника футуризма - Джакомо Балла, русских кубофутуристов - Малевича и Натальи Гончаровой. Те же задачи решали родоначальник абстракционизма - Василий Кандинский, французские дивизионисты, представители «русского импрессионизма» Коровин, Грабарь... В свою очередь метод изображения движения итальянского футуриста Д. Баллы (например, его "Динамизм собачки на поводке") - есть невольный парафраз изобразительного метода, примененного художником эпохи верхнего палеолита в изображениях кабана на стенах пещеры Альтамира. На означенных древних рисунках у животного 4 пары ног, данных в сложном движении. Можно сказать, мы видим проекцию аллюра доисторического предка лесной свиньи. При этом Джакомо Балла мог и не знать об этом конкретном открытии Альтамиры, и вряд ли видел эти рисунки, поскольку раскопки велись не систематически и были закрытыми, а сами изображения долгое время считались фальсификацией. Но художественные озарения не знают препятствий, иные открытия словно носятся в воздухе, и делаются разными людьми, не зависимо друг от друга, невзирая на временные границы.
Колеблющийся, «мерцательный» ритм мазков и пятен на холстах Р. Низамова словно воспроизводит учащенное сердцебиение и сбитое дыхание наблюдателя, марево пляшущих бликов его "марин" словно погружает зрителя в нечаянный волшебный полуденный сон, соединяя впечатления на грани яви и забытья. По тому же принципу построена в кинематографе «картинка» в психоделических сценах - например, в картине "Летят журавли": ощущение исступленного отчаянного прорыва дается мельканием смазанных пятен и деталей на белом снегу, рваным ритмом графики, словно вторящей пульсации бешено бьющегося сердца. Другим приемом передачи движения является нарушение пропорций объекта и среды, передающее взрывной характер надвигающейся пустоты - в этом ключе работал Михаил Врубель (монохромная акварель "Раненный всадник" к поэме Лермонтова "Демон" (1891 г). К тем же приемам прибегает и Низамов.
Проблема передачи движения в пространстве владела умами многих художников. Изобразительное искусство знает разные методы решения этой проблемы. У Роберта Низамова они - свои, и лежат в области художественной трансформации, метафоры. Его секрет – в передаче эмоциональной составляющей впечатления от натуры, в передаче экспрессии ускользающей сути объекта.
Его метод художественного переосмысления натуры противостоит направлению так называемого фотографического гиперреализма и плоской иллюзорности имитаторов действительности.
Низамов не копирует сущности, но творит свой космос, универсум, свою совокупность целого - как истый демиург, как поэт, – посредством эмоционально-интуитивной деятельности. В этом смысле особенно интересны такие его серии, как "Лица", "Импрессионизм", "Лодки", "Экспрессионизм", "Мосты", "Цирк", и работы последних лет, балансирующие между абстракцией и фигуративной живописью.
Он творит свою одушевленную вселенную с присущим ему утонченным изяществом – а потом, словно в пику собственному методу, начинает экспериментальный цикл "Животные", где работает в противоположном ключе, рассказывая нам о братьях наших меньших методом иллюзорности и монохромной палитры. Однако и здесь присущий художнику вкус и понимание цельной формы позволяет ему создавать художественные полотна, пронизанные теплом и духом витальности. А ритмика пятен и композиция вновь парадоксально напоминает об импрессионистическом начале его вдохновения.
В какой бы манере не работал Низамов, его кисти присуща художественность, незаурядная культура и безошибочный вкус, а за его опытами стоит базовая платформа европейской школы живописи, и целый пласт традиций, переплавляющихся в новое, обаятельное и жизнеутверждающее искусство.
Анна Акчурина
искусствовед
Dynamic impressionism
"We affirm that the world's magnificence has been enriched by a new beauty: the beauty of speed".
Filippo Marinetti
"All art (after Duchamp) is conceptual (in nature) because art only exists conceptually".
Joseph Kosuth
Authentic art contains more than the formal content of a work. Its meanings cannot be exhausted by a genre or a movement. An original work of art does not need to belong to liturgical art to speak to us about the metaphysical. Its vital force goes beyond ideologies and traditions, and is a humanistic and creative foundation. A real work is more than those ideas which, according to formal signs, are woven round its existence. It is the fact of life, the incarnate fact of the existence of beauty, and by this quality it cannot fit in the Procrustean bed of concepts, declarations and manifestos. As part of the cultural fabric of this civilization, existing within the cultural context of this era and those that came before, it cannot be summarized by cultural research or limited to the framework of an environment or a movement.
The modern traditional fine arts are the synthesis of individualism and the discoveries that have been made across the whole history of the development of painting, and – primarily over the previous one and a half centuries, if we count from the time when Claude Monet’s Impression. Sunrise was painted - 1872. This does not mean at all that the modern artist is not independent, or that they are totally secondary. But it testifies to the fact that any phenomenon grows from a certain soil, has deeply rooted connections, and it is important to see the key points within the cultural process for a reconstruction of a full picture of the context surrounding a studied phenomenon.
The works of the Moscow artist Robert Nizamov are a striking example of the direct refraction of Impressionism with vanguard currents in modern art, an example of the qualitative embodiment of "the wine of French painting dressed in Russian furs".
Robert Nizamov's practice can be correlated to the experiences of the Russian nonconformists, to the explosive spontaneity of Jackson Pollock, to Robert Falk and Giorgio Morandi, Maurice Utrillo and James Whistler's coloristic experimentation. In its method, an obvious link with Expressionism, gravitating towards abstraction can be traced, as well as with the artists of the Nabis group, with Fauvism and adherents of Divisionism, with the ecstatic experience of the development of color of Van Gogh, and, most of all, with the experiments in the field of pure painting of the Impressionists, first of all Claude Monet. Thus Nizamov's painting is not an eclecticism of styles, not a tracing-paper copy of the methods of others, but a pure and deeply personal flow of emotional communication, with a particular personal character and features, whose signature and language can be recognized from the first dab of paint.
Robert Nizamov's method is an exploration of color and light under the conditions of an irrational perception of reality, a diffusion of a matter, an object in a color-air stream. The colorful surface of his canvas is the simmering of life, a painterly dough rising over the edges. It is pure Impressionism in its primitive, direct form. In other words, it is pure poetry – in the form of painting. The coloristic qualities and expressivity in portraying an atmosphere put Nizamov's works on a level with the best examples of Impressionism. His spontaneity of feeling, combined with the intellectualism of his polished, faultless intuition for color, natural taste and virtuosity with a brush, and childlike freshness of perception are reminiscent of Pierre Bonnard, Albert Marquet and Henri Matisse.
The source of the aesthetics of Nizamov's paintings are the source of a world view embodied in paints - in the breakthrough inspiration of French Impressionism, which gave rise to many currents in the 20th century, right up to Russian nonconformism.
Robert Nizamov considers the object, in its changeability, in motion. His paintings are symphonic interpretations of a subject in the environment surrounding it; an exploration of the fluidity of this environment, dissolving the object in itself, paintings made of light, refractions in the reflective environment. It is no accident that one of the artist's main motifs is the element of water in different forms. The artistic value of his painted "symphonies" has been repeatedly noted by professionals, and Nizamov's works were awarded the gold medal of St. Michael in the category "Seascape" at the International exhibition of the Fine Arts, "Spring in Full Color", in New York in March, 2011.
To convey an impression of movement is the main subject of Robert Nizamov's creativity, carrying on the empirical traditions of Van Gogh and Claude Monet, the founder of Futurism Giacomo Balla, and the Russian cubo-futurists Malevich and Natalya Goncharova. The same problems were solved by the ancestor of abstractionism, Vasily Kandinsky, the French divisionists, and representatives of "the Russian impressionism", Korovin, Grabar... In turn, the method for portraying movement of the Italian futurist D. Balla (for example, his "Dynamism of a dog on a leash") involuntarily paraphrases the graphic method applied by an artist of the Upper Paleolithic era in images of a boar on the walls of the Altamira Cave. In these ancient drawings, the animal has 4 pairs of legs in complex movement. It could be said, we see a projection of pace in this prehistoric ancestor of the forest pig. At the same time, Giacomo Balla may not have known about this concrete discovery at Altamira, and it is hardly likely he saw these drawings as excavation was not conducted systematically and was closed, and for a long time the images were considered to be fake. But art inspiration knows no obstacles, other discoveries are carried as if by air, and are made by different people, independently from each other, without regard for temporaral boundaries.
The fluctuating, "vibrating" rhythm of dabs and spots on R. Nizamov's canvases makes the heart beat faster and takes your breath away. The haze of dancing patches of light of his "marines" seems to immerse the viewer in an unintentional, magical daydream, connecting impressions on the verge between reality and drowsiness. It is by the same principle that cinematography builds a "picture" in psychological films, for example, in the film The Cranes Are Flying: the feeling of a frenzied, desperate breakthrough is given by the flashes of blurred spots and details on the white snow, a fragmentary rhythm in the graphics, as if echoing the frantic beating of a fragile heart. Another method for the portrayal of movement is the violation of the proportions of objects and the environment, giving a sense of the explosive nature of the approaching emptiness - Mikhail Vrubel worked in this way, for example in his monochrome water color The Wounded Rider inspired by Lermontov's poem Demon (1891). Nizamov also uses these same techniques.
The problem of portraying three-dimensional motion occupied the minds of many artists. The fine arts know different methods for the solution of this problem. Robert Nizamov has made them his own, and they lie in the field of artistic transformation and metaphor. The secret is in the transfer of an emotional component in an impression of nature, in the transfer of an expression of the object's essence escaping.
This approach to an artistic reconsideration of nature resists the direction of so-called photographic hyper-realism and the flat illusoriness of simulators of reality.
Nizamov does not copy the essence of being, but creates his own cosmos, his own universe, a self-fulfilled whole, like a true demiurge, like a poet, by means of emotional and intuitive activity. In this sense, such series as Faces, Impressionism, Boats, Expressionism, Bridges, Circus, and the works of recent years balancing between abstraction and figurative painting are especially interesting.
He creates an animated Universe with his characteristic distinguished grace - and then, at the peak of his own method, he begins the experimental cycle Animals in which he works in an opposite key, telling us about dumb animals through illusoriness and a monochrome palette. However, here too, the artist's inherent taste and his understanding of integral form allows him to create canvases penetrated by warmth and a spirit of vitality. And the rhythmic spots and composition again paradoxically remind us of the impressionist beginnings of his inspiration.
In whatever manner Nizamov works, artistry, outstanding culture and faultless taste are inherent in his brush, and behind its experiences there is the basic platform of the European school of painting, and the whole layer of traditions which are melted into new, charming and vital art.
Anna Akchurina
art critic